Глиптика или камнерезное искусство

Искусство резьбы по камню было известно еще шумерам. За шесть тысячелетий глиптика покорила страны и народы. За каменные или самоцветные миниатюры выкладывают целые состояния.

Глиптика

Что такое глиптика

Глиптика – это резьба по драгоценным камням и поделочным самоцветам.

Название восходит к древнегреческому термину γλύφω – вырезаю, выдалбливаю.

Камень с вырезанным на нем изображением называется геммой.

Не считая резьбы по рогу и кости, это древнейший способ художественной обработки драгоценных и полудрагоценных камней и минералов. Считается разновидностью декоративно-прикладного искусства.

Глиптика – это ювелирная резьба во всех смыслах:

  • Материалом нередко служат камни ювелирных кондиций, их обрамляют золотом, платиной, иногда фланкируют бриллиантами.
  • Работа требует ювелирной точности. Камень не воск или глина, отрезав лишнее, его не восстановишь. Самоцвет от неосторожного обращения может треснуть, рассыпаться.

Высокая твердость материала усложняет работу резчика, но сохраняет каменное произведение искусства на века.

Какие бывают геммы

По способу выполнения различают два вида гемм – камеи и инталии.

Инталии монохромны, их сравнивают с графикой. Камеи бывают одно- и многоцветными. Это каменная «живопись».

Первым видом глиптики была инталия, с конца IV века до нашей эры появились камеи.

Инталия

Инталия (или интальо) – это гемма с углубленным, как бы вдавленным по контуру, рисунком. Несмотря на кажущуюся простоту и одноцветность, вырезать ее труднее, чем камею. Резчику приходится следить за лицом и изнанкой изображения, постоянно делать пробные оттиски.

Инталия с изображением Эроса
Инталия с изображением Эроса

Инталия востребована как личная или родовая печать, фамильный герб. Изображение для них вырезалось в зеркальном варианте, чтобы оттиск получился «нормальным».

Такими геммами опечатывали помещения, бюро, запечатывали любовные письма, другую конфиденциальную корреспонденцию. В России их называли печатками и часто носили как перстень.

В Древней Греции профессия камнереза была почетной, но контролируемой государством. Выполнив заказ, они должны были уничтожать оригинал инталии.

XIX век ввел моду на «реверсные» инталии. Правильное изображение на них появляется при рассмотрении с изнанки. Для усиления эффекта под изображением размещали цветные подложки (обычно из золотой или серебряной фольги).

Камея

Камея – это самоцвет или камень с выпуклым вырезанным изображением.

Камея из сердолика » Зачарованный замок»
Камея из сердолика » Зачарованный замок»

Их родиной считается Александрия, точная история происхождения названия не выяснена.

Первыми исходником камей были многоцветные яшмы и сардоникс. Позднее мастера освоили аметисты, аквамарины, изумруды, топазы.

Чтобы получить многоцветное изображение, используют слоистый агат. Он дает простор фантазии, позволяет показать мастерство. Используется для «портретных» камей. Белый слой геммы становится лицом, коричневатый – шевелюрой, глазами, элементами одежды.

искусство глиптики

Габариты агата, сердолика позволяют создавать крупные экземпляры этого вида глиптики, по 15-20 см.

Главное угадать со слоистостью. Мастера говорят, что одного опыта недостаточно. Нужна еще удачливость, везение.

История глиптики

История искусства резьбы по камню исчисляется шестью тысячелетиями:

  • Первыми искусство глиптики освоили на рубеже IV – III тысячелетий до нашей эры жители Шумерского государства (территория Месопотамии). Глиптика Месопотамии – это преимущественно гематитовые цилиндры-печати с простейшими сюжетами.
  • В отличие от глиптики шумеров, главным персонажем работ мастеров Древнего Египта был священный жук-скарабей. На его «брюшке» располагались иероглифы и мифические существа. Также создавались геммы с изображением житейских сценок.
  • Вершина камнерезного искусства – античная глиптика. Материалом служили сардоникс, сердолик, агат. Прочность минералов позволяла прорисовывать детали, благодаря чему изображение как бы оживало. У греков сюжеты охватывали все аспекты жизни: музыка, театр, быт, мифология, галантные похождения богов, портреты. Иногда персонажей насчитывалось несколько. Римляне были более суровы: художественная резьба ограничивалась воинственными сюжетами на аскетичном двуцветном фоне геммы.
  • Мастера соседнего Крита еще четыре-пять тысяч лет назад освоили вид глиптики барельеф (голова плюс грудь).
  • Материалом китайской глиптики служили оникс и нефрит. На нефрите, считавшемся божественным, вырезали только лики Будды, императора или священных животных. Тематика ониксовых камей была приземленной: природа, быт, искусство.
  • В христианстве для глиптики используют лазурит, горный хрусталь, сапфирин, яшма, халцедоновые ониксы. На них вырезают лики Христа, Богородицы, святых, изображения ангелов. Камеи оправляют серебром, превращая в панагии (нагрудный атрибут священников).
Камея с изображением Птолемея II
Камея с изображением Птолемея II

К XIX веку рынок (особенно европейский) наводнил ширпотреб – поделки из окаменевшей лавы и толстых раковин моллюсков. Качество отступило перед количеством. Неудивительно, что музейную и эстетичную ценность представляет ничтожная часть созданного в то время.

XX век все расставил по местам. Публика, пресытившись, оставила глиптику в покое. Искусством резьбы по камню вновь занялись талантливые профессионалы, создавая геммы-шедевры для финансово обеспеченных знатоков.

шедевры глиптики

Геммы как объект коллекционирования

Геммы всегда были дороги и желанны. К их поклонникам причисляли себя богатые граждане Античного мира, императоры, короли, римские папы.

Делом чести и престижа у аристократии считалось создание личной дактилиотеки.

Дактилиотека – это коллекция гемм, разложенная по специальным ящичкам.

Россия

Российские монархи были неравнодушны к геммам. Их собрания хранятся в топовых музеях обеих столиц.

глиптика в эрмитаже

Как пример, глиптика эрмитажного собрания:

  • Коллекция зародилась в XVIII веке с благословения Екатерины II. Императрица была страстным собирателем и шутливо признавалась, что поражена «камейной болезнью». Она купила легендарное собрание гемм герцога Орлеанского, которое передала музею.
  • Жемчужина коллекции глиптики в Эрмитаже – камея «Гонзага». Ее уникальность двойная: трехцветность плюс парный портрет. Гемму подарил музею император Александр I, получивший ее от супруги Наполеона Жозефины.
  • После революции 1917 года собрание Эрмитажа пополнили национализированные дактилиотеки дворянства: Шуваловых, Юсуповых, Строгановых.
  • С 1964 года в коллекцию влилась глиптика (более 260 гемм) минералога Георга Леммлейна.

Екатерина Великая передала Эрмитажу 10 тыс. гемм. Сегодня коллекция глиптики музея превышает 20 тысяч единиц.

В музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва) хранится глиптика мастеров Двуречья (4-3 тысячелетия до нашей эры). Это цилиндрики из кварца, халцедона, яшмы с текстами и изображением людей и животных.

Камеи
Камеи

Музеи закупают глиптику современных российских мастеров. Это единичные приобретения, действительно произведения камнерезного искусства.

Мир

Со времен древних цивилизаций геммы были в фаворе у знати:

  • Римский император Август носил перстень с инталией-сфинксом, затем камею с портретом Александра Великого (Македонского).
  • Юлию Цезарю принадлежала камея с изображением Венеры и перстень с портретом Аполлона.
  • Солидной дактилиотекой владел эксцентричный правитель Рима Нерон.
  • Камея «Гонзага» побывала в руках норвежской королевы Христины, Наполеона, Папы Римского, императора Александра. И оказалась в Эрмитаже.
Кубок Птолемея
Кубок Птолемея

Собрания гемм музейного уровня есть в сокровищницах правящих королевских домов Европы.

Деловые люди рассматривают глиптику как объект инвестирования. Геммы не дешевеют никогда.

Как создаются геммы

Технология изготовления гемм изменилась мало. В ее основе те же принципы: выбор исходника, инструментов плюс знания по минералогии и мастерство.

Профессиональное исполнение

Инструментарий для глиптики – резцы, наждак, абразив из алмазной крошки, вращающийся станок. Металлический инструмент бесполезен: большинство камней и самоцветов он поцарапать не может.

Камея — подвеска » Золотая рыбка» из цельного агата
Камея — подвеска » Золотая рыбка» из цельного агата

Основные этапы работы:

  1. Поверхность увлажняется.
  2. На нее наносится абразивная крошка.
  3. Вырезаются контуры.
  4. Наждаками разной зернистости создаются рельефные переходы и особенности (отблеск оружия и облачения воинов, фактура кожи лица, полутона и другие, по сюжету).
  5. Мелкозернистым акцентируют мелкие элементы, окончательно отшлифовывают и полируют гемму.

Желая облегчить работу, некоторые умельцы создают слоистые геммы. То есть не режут цельный камень, а набирают рельеф из тонких пластин, которые скрепляют клеем или смолами. Это имитация глиптики.

Глиптика в домашних условиях

Доступность оборудования и высокая стоимость гемм сподвигла осваивать ремесло самостоятельно.

В Сети достаточно мастер-классов и пошаговых инструкций, но глиптика в домашних условиях – дело хлопотное. Нужно быть готовым к тому, что работа над миниатюрой займет недели или месяцы. А одно неосторожное движение способно свести на нет все достигнутое.

Для начала рекомендуется выбрать недорогой монохромный камень или агат.

Рейтинг автора
Автор статьи
Петрова Вероника Александровна
Мне 36 и я специалист в области минералогии. Сейчас я в декрете и всё свободное время посвящаю самоцветам. В этом блоге я делюсь информацией про камни и их свойства — присоединяйтесь, задавайте вопросы и пишите комментарии!
Написано статей
374
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:


Adblock detector